Как остановить травлю
Методические рекомендации для педагогов, работников СППС направленные на выявление, устранение и профилактику буллинга в школьной среде.
Буллинг в школе – это систематическая травля более слабого ученика одним одноклассником или коллективно. Ситуации, когда одни дети целенаправленно преследуют и унижают других детей. Ситуации конфликтов между детьми, в которых иногда выигрывает один, а иногда другой не является буллингом. В ситуации буллинга есть четкое распределение ролей:
- Преследователь (булли): ребенок, который преследует, унижает и запугивает жертву.
- Дети, участвовавшие в травле (помощники преследователя).
- Жертва: ребенок, который подвергается нападкам и агрессии преследователя.
- Наблюдатели: дети, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательствах, но соблюдающие нейтралитет.
- Защитники: дети, которые пытаются помочь жертве.
Типологические особенности участников буллинга, которые выделяет А.М. Степанова:
1. «Преследователи» при низком социометрическом статусе у них самый высокий коэффициент удовлетворённости в общении, они чётко осознают круг общения, в котором их принимают. Они значимо более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников», является внутренним оправданием при «травле» жертв и создаёт ощущение субъективной правоты. «Преследователи», несмотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.
2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, поэтому «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».
3. «Помощники». У них достаточно низкий социометрический статус, помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют, а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» испытывают острый дефицит общения с отцом. Возможно, они находят качества отца в «преследователях», и поэтому стремятся помогать им даже в преследовании. Показатели по самооценке к уровню притязаний у «помощников» средние.
4. «Защитники». У «защитников» самый высокий социометрический статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, доброта для них постоянная ценность. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.
5. «Наблюдатели». У «наблюдателей» достаточно высокий социометрический статус и коэффициент осознанности положительных отношений. Они наименее зависимы, что позволяет вообще не вмешиваться в конфликты. Они просто смотрят со стороны, но это далеко не всегда хорошо, так как «нейтральные участники» те самые зрители, для которых играется спектакль «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг, более того, «преследователи» зачастую являются лишь исполнителями воли «нейтральных участников». Уровень притязаний по качеству «терпимость» у них самый высокий. Во многом именно терпимость позволяет им остаться в стороне от конфликтов.
Различают прямой и скрытый буллинг. Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняются эмоциональные страдания.
Разнообразие форм прямого буллинга:
*вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
*обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её
направлении);
*запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
*вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
*повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
*кибербуллинг как совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернете, посредством мобильной связи. Намеренное и открытое агрессивное поведение в отношении другого человека онлайн, включает в себя сексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен. В кибербуллинге в основном участвуют старшие подростки, в равной степени мальчики и девочки.
Как распознать буллинг. Признаки буллинга.
Характерными признаками травли являются:
- Силы преследователя и жертвы явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
- Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
- Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.
Как распознать буллинг:
-Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
-Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя
адекватно защитить.
-Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее
беззащитен и которых пытается избежать.
-Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
-Ребенок часто проводит время в одиночестве и исключен из компании
сверстников во время перемен, обеда.
-Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
-Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
-Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
-С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
-Дети стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
-В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.
-Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.
-Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
-В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят
быть с ним в одной команде.
-Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
-Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит
впечатление тревожного и неуверенного в себе.
-Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
-У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Профилактика школьного буллинга.
Что может сделать лично педагог, классный руководитель:
- С самого начала в классе следует пресекать попытки насмешек над учениками. Например, если ученик неверно решил уравнение и другой подросток начинает его с места оскорблять, нужно немедленно остановить обидчика, объяснив, что неудача одноклассника не может быть поводом для насмешек.
- Необходимо пресекать все факты пренебрежительного отношения. На фразу ребенка в адрес другого: «Я не буду с ним сидеть!», нужно настоять на своем. Позднее следует поговорить с подростком, узнать причину его антипатии к другому человеку, представить себя на его месте.
- Если ребенок является «белой вороной» следует дать возможность ему самовыразиться, проявить те качества, которые помогут завоевать авторитет в глазах одноклассников.
- Сплочению класса очень способствуют совместные мероприятия, игры, походы, классные вечера.
- Категорически нельзя допускать насмешек и унижений кого-бы то ни было со стороны учителя. Дети прежде всего, копируют поведенческие установки взрослых. Обидев ученика, преподавателю будет сложно доказать буллеру, что он действует неправильно.
- Следует избегать высмеивание и сравнивание ребят между собой на уроках. Разбор ошибок следует делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
- Если учитель увидел гиперактивного агрессивного ребенка, стремящегося занять лидерские позиции, необходимо принять меры к направлению энергии ребенка в позитивное русло.
При первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с поиском выхода из конфликта.
Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
2. Проявить активность в данной ситуации.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с классом.
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Пригласить родителей для беседы.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
8. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение - наиболее частые последствия
буллинга. Возможны суицидальные попытки.
Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.
Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страх быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
Существуют периоды жизни класса, когда вероятность возникновения травли повышается, когда существующая система недостаточно устойчива и необходима адаптация. Это начало обучения в первом классе; это переход в среднюю школу; это появление новых учеников в классе; это смена классного руководителя и другие ситуации, в результате которых устойчивость классного сообщества еще не сформирована или может подвергаться угрозе. Это необходимо учитывать при планировании профилактических мероприятий.
Школа является изначально конкурентной средой, в которой сравнение детей по успехам в обучении и выстраивание определенной иерархии происходит всегда, что, конечно, служит источником тревоги и агрессии у детей. Для того, чтобы эти переживания были не так сильны, и психологический климат в классе был благополучным, необходимо, чтобы у каждого ребенка был опыт успешности и переживания себя в статусе эффективного, компетентного и уверенного в себе. Выделение учителем отчетливых лидеров и явно неуспешных детей способствует оформлению жесткой иерархической структуры в классе, в которой будут устойчиво использоваться методы травли для поддержания этой структуры. Организация обучения таким образом, чтобы все дети имели возможность показать свои сильные стороны (ум, догадливость, память, готовность к взаимопомощи, изобретательность, чувство юмора, дружелюбие, физическую форму, отдельные навыки и т.п.) дает возможность детям чувствовать уверенность в себе и свою ценность, обходясь без травли другого.
В качесте эффективного метода работы при имеющейся ситуации буллинга в классе (в школе), приводим ссылку на технологию Майкла Уильямса «Команда под прикрытием» https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/